Исторический факт

С 1834 года Верхним Белоомутом владел известный поэт и революционер Николай Платонович Огарёв. Он, еще будучи студентом собирался освободить своих крестьян. Но до достижения совершеннолетия реализовать свою идею в жизнь он не мог.

Крестьянам приходилось до 1834 года бывать у своего молодого барина, это были исключительно зажиточные люди, и он всегда напоминал им о возможности получить от него отпускную. Некоторые из них поспешили воспользоваться его предложением и получили свободу первыми.

Н.П. Огарёв, посвятивший всю свою жизнь служению народу, в 1846 году, за 15 лет до отмены крепостного права в России, он уволил в свободные хлебопашцы (дал вольную, т.е. отпустил) крестьян Верхнего Белоомута. Крестьяне села Нижний Белоомут находились в крепостной зависимости до 1861 года.



Погода в Белоомуте

Яндекс.Погода







Судоходство вблизи поселка Белоомут


Белоомутский гидроузел предназначен для создания более удобных возможностей для судоходства. В районе гидроузла река образует два русла, это позволило поставить две обособленные плотины, что удобно для управления прохождения судов. Сейчас Белоомутский гидроузел включает в себя судоходный шлюз и две судоходные плотины на Оке-реке. Построены эти сооружения в период с 1911 по 1914 год. Вместе с гидротехническими сооружениями, уже имеющимся тогда на Москве-реке Белоомутский гидроузел позволил соединить Москву с рекой Волгой и соответственно с Поволжьем и одним из крупнейших торгово-промышленных центров России — городом Нижним Новгородом.

Белоомутский гидроузел под номером 19 включён в перечень судоходных гидротехнических сооружений, которые подлежат круглосуточной охране. Сейчас охрану сооружения гидроузла осуществляет ведомственная сторожевая охрана. Долгое время плотина не ремонтировалась, что в последнее время ухудшало судоходные условия на Оке. В 2000-е годы была проведена реконструкция плотины на белоомутском гидроузле. Сделанная реконструкция позволила обеспечить гарантированные глубины для судоходства и кроме того решить ряд попутных проблем.

Новый шлюз на реке Оке в поселке Белоомут, входящий в состав гидроузла Белоомут, расположенного в Луховицком районе Московской области,между городом Коломна и селом Константиново, будет полностью готов к началу навигации 2018 года. Об этом сообщил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, принимая 9 ноября 2017 года участие в испытаниях нового шлюза.

Напомним, что гидроузел в Белоомуте был открыт в 1915 году, вместе с однотипным Кузьминским гидроузлом, расположенным ниже по течению, за Константиново.Главная задача Белоомутского гидроузла — поддерживать необходимые для судоходства глубины на участке Оки до Коломны. В состав старого гидроузла входили низконапорная разборная плотина с повортными фермами Поаре, а также однокамерный шлюз. После ввода в работу в 1914 году гидроузел сразу же вышел из эксплуатации из-за фильтрации воды в основании плотины (вода пошла под плотиной). Он был восстановлен только в 1932 году.

Реконструкция гидроузла «Белоомут» началась в октябре 2015 года, после того как был введен в эксплуатацию новый Кузьминский гидроузел, а сооружения старого гидроузла «Кузьминск» были разобраны.

Новый судоходный шлюз в Белоомуте – это железобетонная однокамерная конструкция: длина камеры составляет 276 метров, ширина – 18 метров, а глубина – 6,8 метра. В свою очередь, два сегментных затвора имеют диаметр 11 метра и весят 155 тонн каждый. Чтобы не допустить повреждения судами, стенки камеры защищены специальным покрытием из высокомолекулярного полиэтилена.

Серьезным шагом в обновлении шлюза стала электронная система управления. На старом судопропуске используется электромеханический привод образца середины 1960-х гг. и обычная механика – редуктор с лебедкой, которую приходится вращать, чтобы открыть ворота шлюза. Новая система полностью автоматизирована: маневрировать сегментными затворами можно будет с центрального диспетчерского пульта управления в административно-бытовом здании, либо с местного пульта.

В настоящее время «Белоомут» находится в предаварийном состоянии. Его реконструкция позволит поднять уровень воды на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и увеличит провозную способность флота. Сейчас завершается первый этап реконструкции, которая включает в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины (сдана в конце августа 2017 года).

«Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза – левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления. С весны 2018 года суда по Оке в Белоомуте будут проходить через современный шлюз», – говорит Герман Елянюшкин.

Юлаев Игорь

Яндекс.Метрика